В ответ на отказ России выдать Андрея Лугового Великобритания вышлет четверых российских дипломатов и ужесточит выдачу виз российским чиновникам.
По сравнению с теми угрозами, которые целую неделю слышались в адрес России, санкции оказались «вялыми». Ни слова, например, о сворачивании экономического сотрудничества с Россией, чем нас пытался запугать Тони Блэр. Видимо, инвестирующий в новую Россию британский бизнес разъяснил своему правительству, что не собирается действовать по принципу «назло бабушке отморожу себе уши».
От России требовали поступиться суверенитетом, нарушить Конституцию и выдать российского гражданина зарубежному правосудию. Но юридически позиция России неуязвима. Как отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров: «Решение (не выдавать Лугового) было принято российской стороной на основе Конституции и в полном соответствии с нашими правами и обязанностями по Европейской конвенции о сотрудничестве».
А вот позиция Лондона – пример двойных стандартов. Британская Фемида часто отказывает в выдаче находящихся на территории Соединенного Королевства преступников. И речь не только о беглом олигархе Березовском, Закаеве и бывших сотрудниках ЮКОСа, обвиняемых в налоговых преступлениях.
В октябре 1998 года испанский суд выдал ордер на арест бывшего чилийского диктатора Аугусто Пиночета, находившегося тогда на лечении в Лондоне. Пиночету предъявили обвинения в геноциде, терроризме и убийствах граждан Испании, Чили и других государств. Лондонский суд принял решение об экстрадиции Пиночета, но в марте 2000 года министр внутренних дел Великобритании Джек Стро отказался выдать диктатора. Чтобы обойти решение суда, пришлось принимать специальный вердикт Палаты лордов, по которому Пиночет не должен был нести ответственности за преступления, совершенные им до 1988 г. Такая вот юридическая гибкость.
Россия же ведет себя как нормальное правовое государство, где судьба каждого человека – ценность, распоряжаться которой можно только на основании закона, а не «политических решений».
Какое отношение имеют высылаемые российские дипломаты к истории об отравлении полонием? Ведь мало кто верит страшилкам Березовского о том, как по Лондону разгуливают толпы российских шпионов в поисках, кого бы еще отравить полонием. Очевидно, что высылка дипломатов последовала в ответ на успешные операции российской контрразведки, которая продемонстрировала связь лондонских политэмигрантов с британскими спецслужбами. А шумиха вокруг «дела Лугового» – прикрытие собственного провала.
Москва удивлена тем, что британский МИД политизирует «дело Литвиненко», и намерена рассматривать его сугубо в уголовном ключе. Однако член Общественной палаты Сергей Марков считает, что политизация произошла уже потому, что «дело Литвиненко» используется Березовским для дискредитации российского руководства с целью сорвать передачу власти преемнику Путина. Получается – хвост вертит собакой┘